Интеллектуальные информационные системы
(ИИС)


 В настоящее время актуальность приобретают все аспекты, связанные с понятием «информация». В связи с резким увеличением объемов информации, особую роль играет вопросы организации, проектирования, разработки и применения систем, предназначенных для обработки информации, базирующихся на применении методов искусственного интеллекта. Сегодня искусственный интеллект – обширная область исследований и разработок интеллектуальных систем, предназначенных для работы в трудно формализуемых областях деятельности человека. Учебная программа разработана на основе учебного плана специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность».

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной

программы.

СД. Ф.06. Предмет, задачи и структура курса. Интеллектуальные информационные системы (ИИС): понятие, свойства, классификация. Экспертные системы и их состав: база знаний, механизм вывода, механизмы приобретения и объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс. Организация базы знаний. Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знание. Декларативная и процедурная формы представления знаний. Методы представления знания. Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС. Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии. Нечеткий вывод знаний.

Виды экспертных систем. Этапы проектирования экспертной системы: идентификация, концептуализация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация. Участники процесса проектирования: эксперты, инженеры по знаниям, конечные пользователи. Использование ИИС в информационно-аналитической деятельности. 

1. Цель курса — формирование профессиональных знаний и навыков пополнения баз знаний.

2. Задачи курса:

  передать системное видение состояния, тенденций и пер­спектив развития интеллектуальных информационных систем;

 сформировать представление о структуре и специфике интеллектуальных систем разного назначения;

 способствовать освоению алгоритмов ввода и вывода знаний, типовых программных продуктов для систем, по­строенных на знаниях;

 закрепить навыки извлечения экспертного знания, в том числе коммуникативными методами;

 углубить навыки представления знаний в виде фреймов;

 развивать когнитивные способности студентов и навыки проектирования баз знаний для работы с системами, по­строенных на знаниях.

3. Место курсав профессиональной подготовке выпускника
 

 Курс углубляет навыки анализа информации, заложенные дисциплинами: «Информационные ресурсы», «Аналитико-синтетическая переработка информации»; ведется параллельно специальной дисциплине «Информационно-аналитические технологии»; закладывает умение работы с базами знаний. Курс читается в VI—VII семест­рах дневной формы обучения в объеме 188 часов аудиторных занятий, 180 часов самостоятельной работы. Практическая часть курса ориентирована на освоение методов и процедур из­влечения, стратификации и формализации нечетких знаний специалистов разных предметных областей, работу с базами знаний.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студент должен:

 иметь представление: об глубинных истоках идеи искус­ственного интеллекта, основных этапах и современном состоянии интеллектуальных информационных систем (ИИС), построенных на знаниях, их теоретических пред­посылках — основ теории распознавания образов, нечет­ких множеств, инженерии знаний. 

 знать: понятийный аппарат проблемы искусственного интеллекта, инженерии знаний; типовую структуру и со­став элементов ИИС, их классификационное разнообра­зие; этапы проектирования ИИС и баз знаний; методы извлечения и модели представления знаний, алгоритмы работы с ИИС и перспективы их развития; проблемы ин­теллектуализации информационно-поисковых систем. 

 уметь: выявлять неявные знания различными методами, анализировать и локализовывать предметную область ИИС, представлять знание в виде фреймов структур, ро­лей, сценариев, ситуаций; осуществлять предпроектное исследование предметной области, формулировать зада­чи ИИС, выявлять внешние ИИС, анализировать их опыт и обеспечение, разрабатывать профильные разделы проекта ИИС, участвовать в его реализации в качестве аналитика информационных ресурсов.