Интеллектуальные информационные системы
(ИИС)
В настоящее время актуальность приобретают все аспекты, связанные с понятием «информация». В связи с резким увеличением объемов информации, особую роль играет вопросы организации, проектирования, разработки и применения систем, предназначенных для обработки информации, базирующихся на применении методов искусственного интеллекта. Сегодня искусственный интеллект – обширная область исследований и разработок интеллектуальных систем, предназначенных для работы в трудно формализуемых областях деятельности человека. Учебная программа разработана на основе учебного плана специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность».
Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной
программы.
СД. Ф.06. Предмет, задачи и структура курса. Интеллектуальные информационные системы (ИИС): понятие, свойства, классификация. Экспертные системы и их состав: база знаний, механизм вывода, механизмы приобретения и объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс. Организация базы знаний. Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знание. Декларативная и процедурная формы представления знаний. Методы представления знания. Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС. Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии. Нечеткий вывод знаний.
Виды экспертных систем. Этапы проектирования экспертной системы: идентификация, концептуализация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация. Участники процесса проектирования: эксперты, инженеры по знаниям, конечные пользователи. Использование ИИС в информационно-аналитической деятельности.
1. Цель курса — формирование профессиональных знаний и навыков пополнения баз знаний.
2. Задачи курса:
• передать системное видение состояния, тенденций и перспектив развития интеллектуальных информационных систем;
• сформировать представление о структуре и специфике интеллектуальных систем разного назначения;
• способствовать освоению алгоритмов ввода и вывода знаний, типовых программных продуктов для систем, построенных на знаниях;
• закрепить навыки извлечения экспертного знания, в том числе коммуникативными методами;
• углубить навыки представления знаний в виде фреймов;
• развивать когнитивные способности студентов и навыки проектирования баз знаний для работы с системами, построенных на знаниях.
3. Место курсав профессиональной подготовке выпускника
Курс углубляет навыки анализа информации, заложенные дисциплинами: «Информационные ресурсы», «Аналитико-синтетическая переработка информации»; ведется параллельно специальной дисциплине «Информационно-аналитические технологии»; закладывает умение работы с базами знаний. Курс читается в VI—VII семестрах дневной формы обучения в объеме 188 часов аудиторных занятий, 180 часов самостоятельной работы. Практическая часть курса ориентирована на освоение методов и процедур извлечения, стратификации и формализации нечетких знаний специалистов разных предметных областей, работу с базами знаний.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины студент должен:
• иметь представление: об глубинных истоках идеи искусственного интеллекта, основных этапах и современном состоянии интеллектуальных информационных систем (ИИС), построенных на знаниях, их теоретических предпосылках — основ теории распознавания образов, нечетких множеств, инженерии знаний.
• знать: понятийный аппарат проблемы искусственного интеллекта, инженерии знаний; типовую структуру и состав элементов ИИС, их классификационное разнообразие; этапы проектирования ИИС и баз знаний; методы извлечения и модели представления знаний, алгоритмы работы с ИИС и перспективы их развития; проблемы интеллектуализации информационно-поисковых систем.
• уметь: выявлять неявные знания различными методами, анализировать и локализовывать предметную область ИИС, представлять знание в виде фреймов структур, ролей, сценариев, ситуаций; осуществлять предпроектное исследование предметной области, формулировать задачи ИИС, выявлять внешние ИИС, анализировать их опыт и обеспечение, разрабатывать профильные разделы проекта ИИС, участвовать в его реализации в качестве аналитика информационных ресурсов.